Размер шрифта

Обмен опытом. Из выступлений на учебно-методическом сборе.

Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

О.Н.Симакова: О ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ


Начнем с общего. С чтения нормативных документов.

Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ

«Об образовании в Российской Федерации»

Статья 17. Формы получения образования и формы обучения

2. Обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с учетом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися,  осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме.

4. Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.

5. Формы обучения по дополнительным образовательным программам и основным программам профессионального обучения определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Комментарий.

Понятно, что при освоении Программы подготовки водителей использовать только заочную форму обучения невозможно. Напомним, что в соответствии «Правилами оказания платных образовательных услуг (постановление Правительства РФ от 15.08.2013 г. № 706») форма обучения должна в обязательном порядке указываться в договоре с обучаемым. Другими словами, если в договоре указана форма обучения «очная», то для того, чтобы в процессе обучения хотя бы частично применить заочную форму, требуется согласие обучаемого и, следовательно, внесение изменения в договор. При этом следует указать, какие именно разделы программы предполагается изучить в заочной форме.

Статья 16. Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий

1. Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников.

Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

Комментарий.

Из написанного следует, что электронное обучение фактически представляет собой традиционное заочное обучение, при котором обучаемый самостоятельно изучает некоторые разделы программы. Отличие от традиционного заключается в том, что обучаемый пользуется информационными ресурсами, предоставляемыми ему автошколой и которые доступные ему по электронным средствам связи.

Дистанционное обучение представляет собой оговоренный с обучаемым порядок тесного его взаимодействия с преподавателем по линиям телекоммуникационной связи. То есть это, по сути, очное обучение, осуществляемое без физического присутствия слушателя в аудитории.

2. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Комментарий.

На этот счет выпущен Приказ Минобрнауки России от 09.01.2014 г. № 2. См.ниже.

Статья 34. Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования

1. Обучающимся предоставляются академические права на:

3) обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами;

Комментарий.

Это положение Закона предоставляет возможность автошколе, по согласованию с обучаемым, применять ускоренное обучение части программы. Напомним, что порядок обучения по индивидуальному плану (в том числе и ускоренного), должен обязательно быть зафиксирован в договоре с обучаемым либо с самого начала, либо в процессе обучения путем подписания дополнительного соглашения.

ПОРЯДОК

ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО ОСНОВНЫМ ПРОГРАММАМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Утвержден

приказом Министерства образования

и науки Российской Федерации

от 18 апреля 2013 г. N 292

2. Настоящий Порядок является обязательным для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения.

4. При прохождении профессионального обучения в соответствии с индивидуальным учебным планом его продолжительность может быть изменена организацией, осуществляющей образовательную деятельность, с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.

Комментарий.

Если при заключении договора с обучаемым или при подписании в процессе обучения дополнительного соглашения к договору, предполагается освоение части программы по индивидуальному плану, такой индивидуальный учебный план должен быть приложен к договору. В противном случае это будет являться серьезным нарушением постановления Правительства РФ № 706.

5. Обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой программы профессионального обучения осуществляется в порядке, установленном локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Комментарий.

Следовательно, предполагаемая автошколой возможность применения электронного (дистанционного) обучения должна быть заранее предусмотрена локальными актами автошколы. Разумнее всего, включить это в качестве специального раздела в «Правила организации образовательной деятельности». При этом, необходимо конкретно описать порядок предоставления автошколой услуг по технологии электронного (дистанционного) обучения, технические ресурсы, программное обеспечение, используемые информационные базы данных и знаний, требования к обучаемому с точки наличия у него соответствующих технических, технологических возможностей и т.д.

ПОРЯДОК

ПРИМЕНЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЯМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ, ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

Утвержден

приказом Министерства образования

и науки Российской Федерации

от 9 января 2014 г. N 2

2. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, реализуют образовательные программы или их части (выделено мной) с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в различных формах обучения или при их сочетании, (выделено мной) при проведении учебных занятий, практик, текущего контроля успеваемости, промежуточной, итоговой и (или) государственной итоговой аттестации обучающихся.

Комментарий.

Здесь важны два положения. Первое, это то, что применять дистанционные технологии можно для части программ. И второе, это то, что автошколам дается право применять дистанционные технологии не только непосредственно в образовательном процессе, но и при проведении текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации. Хотя, конечно, применение дистанционной формы промежуточной аттестации – это все-таки натяжка. Даже в институтах студенты-заочники экзаменационные сессии сдают лично.

Перечень профессий, специальностей и направлений подготовки, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, утверждается Министерством образования и науки Российской Федерации.

3. Организации доводят до участников образовательных отношений информацию о реализации образовательных программ или их частей с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, обеспечивающую возможность их правильного выбора.

Комментарий.

Такая информация доводится до обучаемых при заключении с ними договора на обучение путем ознакомления их с «Правилами организации образовательной деятельности», что является обязательным условием постановления Правительства РФ № 706.

5. При реализации образовательных программ или их частей с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий:

организации оказывают учебно-методическую помощь обучающимся, в том числе в форме индивидуальных консультаций, оказываемых дистанционно с использованием информационных и телекоммуникационных технологий;

Комментарий.

Это положение относится технологии дистанционного обучения. При этом форма консультаций может быть выбрана автошколой самостоятельно, в виде письменных консультаций, видео консультаций и т.д. Важно, чтобы технология была описана в локальном акте.

Организации самостоятельно определяют объем аудиторной нагрузки и соотношение объема занятий, проводимых путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся, и учебных занятий с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;

допускается отсутствие аудиторных занятий;

Комментарий.

Это как раз, полностью относится к технологии электронного обучения.

Местом осуществления образовательной деятельности является место нахождения организации или ее филиала независимо от места нахождения обучающихся;

организации обеспечивают соответствующий применяемым технологиям уровень подготовки педагогических, научных, учебно-вспомогательных, административно-хозяйственных работников организации по дополнительным профессиональным программам.

Комментарий.

Сформулировано очень расплывчато, но зная карательный уклон наших проверяющих от органов управления образованием, можно предположить, что они будут требовать от преподавателей, работающих по технологии дистанционного, и тем более, электронного обучения, специальной подготовки на этот счет в рамках дополнительного профессионального образования (повышения квалификации).

При реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий организации ведут учет и осуществляют хранение результатов образовательного процесса и внутренний документооборот на бумажном носителе и/или в электронно-цифровой форме.

Комментарий.

Внимание, не поддавайтесь соблазну вести учет результатов образовательного процесса и внутренний документооборот в электронно-цифровой форме. Среди прочих претензий к автошколам при проведении проверок, часто звучит следующая: «порядок формирования контингента обучающихся и обработка результатов обучения не зафиксированы в формате, исключающем возможность последующей произвольной коррекции, правок, внесения дополнительной (иной) информации, удалений и проч.». Взято из конкретного предписания конкретной автошколы. Бред, конечно, но отбиться потом в суде удастся не каждому.

Подведем итог.

1.         Закон дает возможность применять индивидуальные планы обучения с использованием заочной формы освоения части программ, применяя при этом дистанционные образовательные технологии.

2.         Для применения дистанционных технологий в процессе освоения теоретических разделов программы нет никаких запретов, а есть только разрешения.

3.         Конкретный порядок применения дистанционных технологий в данной образовательной должен быть разработан и утвержден локальным актом этой организации.

4.         Каждый конкретный случай применения дистанционной технологии должен быть согласован с обучаемым и оформлен в договоре с ним или дополнительном соглашении.

5.         Для реализации дистанционных технологий, автошкола должна располагать соответствующими электронными пособиями и возможностями доступа к ним по каждому из преподаваемых дистанционно разделов. Можно использовать собственные разработки. Можно приобретенные. В любом случае, следует озаботиться соблюдением своих или чужих авторских прав.

6.         Если все-таки решиться на применение дистанционной технологии промежуточной аттестации, порядок ее проведения должен быть подробно расписан в локальном акте.

7.         Предпочтительно вести учет и хранение результатов образовательного процесса и внутренний документооборот на бумажном носителе и/или в электронно-цифровой форме для предъявления проверяющим.

Согласно письму Министерства образования и науки РФ № 06-ПГ-МОН-33136 от 28.09.2015, автошколы имеют право применять дистанционную форму подготовки водителей. Обучение в автошколе онлайн проходит по большей части часов, предусмотренных программой, в том числе по предметам:

•           Основы законодательства в сфере дорожного движения;

•           Устройство и техническое обслуживание транспортных средств категории «B» как объектов управления;

•           Организация и выполнение перевозок автомобильным транспортом.

Необходимо обязательно явиться в автошколу для прохождения таких занятий, как:

•           Психофизиологические основы деятельности водителя;

•           Первая помощь при дорожно-транспортном происшествии;

•           Вождение транспортных средств категории «В».

После прохождения самостоятельного обучения онлайн и посещения необходимых практических занятий предстоит внутренний экзамен в автошколе, при успешной сдаче которого кандидат в водители допускается до экзамена в ГИБДД. Таким образом, дистанционная автошкола является альтернативой традиционным занятиям, позволяющей сэкономить свое время и заниматься в более удобных для себя условиях.

Порядок дистанционного обучения

Если клиент приняли решение обучаться в автошколе онлайн, процесс обучения будет следующим:

1.         Клиент заключает договор на оказание образовательных услуг, подает заявление на зачисление, вносите первоначальный взнос за обучение и получает доступ к личному кабинету программы в любом из подразделений автошколы.

2.         Используя полученный доступ, изучает самостоятельно теоретический курс и сдает зачеты по изученным предметам в режиме онлайн.

3.         Прибывает в учебный класс для прохождения нескольких занятий по медицинской и психологической подготовке, согласно утвержденному расписанию.

4.         Проходит практические занятия по вождению учебного транспортного средства. График занятий составляется мастером производственного обучения совместно с курсантом.

5.         В назначенный день является для сдачи внутреннего экзамена по теории и вождению по указанному адресу.

6.         При успешной сдаче внутреннего экзамена, под руководством представителя автошколы отправляется на экзамен в ГИБДД в составе группы.

Дистанционное обучение (ДО) — взаимодействие преподавателя и обучающихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами. Дистанционная форма обучения требует от обучающихся повышенной организованности, самостоятельности и исполнительности на всех этапах обучение. Программа дистанционного обучения в автошколе включает в себя этапы: регистрация, обучение, тестирование и проверка уровня знаний преподавателем.

Преимущества обучения в автошколе дистанционно

Домашнее, то есть дистанционное, обучение имеет ряд неоспоримых преимуществ.

1.         Доступность. Необязательно искать автошколу рядом с домом или местом работы – обучаться онлайн можно в любом месте и в любое время, достаточно наличия устройства, имеющего выход в Интернет (компьютера, ноутбука, планшета, смартфона и т. п.).

2.         Экономия на обучении. Вам не придется тратить деньги и время на проезд к месту проведения теоретических занятий.

3.         Время занятий – любое. Нет необходимости приходить на занятие в определенное время. Изучайте материал тогда, когда Вам это удобно. График занятий по вождению также составляется индивидуально для каждого курсанта.

4.         Не нужно ждать набора группы. Начинайте учиться в любое время.

5.         Высокая эффективность. Занимаясь в автошколе на дистанционном обучении в Екатеринбурге, Вы не пропустите ни одной темы, а значит гарантировано усвоите весь курс. Теория преподается в удобной, игровой форме. Благодаря этому, понять и запомнить материал гораздо легче.

6.         Условия обучения. Вы получаете возможность проходить обучение, когда и где Вам удобно. При этом допуск к изучению уроков не ограничивается.

 

 

 

 

 

Региональные новости

Авторизация

Авторизация