Размер шрифта
Ошибка
  • Ошибка при загрузке канала данных.

История организации


23 января 1927 года на базе Авиахима было создано Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству СССР «ОСО - Авиахим СССР».

В Государственном архиве Курганской области сохраняются важнейшие документы по деятельности ОСО - Авиахима  на территории Южного Зауралья. В частности, дело 804, опись 1, фонд р-315 - «Краткий отчет о деятельности Курганского окружного отдела общества «ОСО - Авиахим » за 1926 – 1927 г.г.»  содержит краткую историческую справку «Достижения ОСО – Авиахима» на листе 30 – 30 об.:

«ОСО – Авиахим начал свою деятельность в 1923 году ничего не имея, кроме твердой воли трудящихся всемерно укреплять оборону первого в мире Рабоче-Крестьянского Государства…

На 1 октября 1927 года в рядах общества состояло 8219 человек, объединенных в 263 ячейки. За 4 года существования ОСО – Авиахима собрано свыше 50 000 рублей, из них 30 000 рублей передано на Авиационное и Химическое строительство. ОСО – Авиахимом проделана большая разъяснительная работа по вопросам военной опасности и значения авиации и химии на войне и в мирном строительстве. В этом отношении значение работы ОСО - Авиахима огромно.   Теперь трудно найти человека, который не знал  хотя бы в общих чертах  о значении авиации и химии. Свыше 60 000 экземпляров популярной литературы, плакатов и листовок заброшено в самые глухие уголки Курганского округа. За 4 года проведено около 3 000 бесед, докладов и лекций.

В архивной  справке «Достижения ОСО – Авиахима» подчеркивалось, что «в связи с бешеным вооружением капиталистических государств и подготовкой вооруженного нападения на СССР, на общество ОСО – Авиахим возложена почетная задача по военной подготовке трудящихся. В течение нескольких месяцев работы в Курганском округе и г. Кургане организовано в 1927 году 65 кружков военных знаний, 26 стрелковых кружков и один Авиахимотряд. Военную учебу в этих  кружках проходит 2761 человек» (ГАКО, ф. р – 315, оп. 1, д. 804, л. 30 – об.). Интересно привести еще одно обращение председателя Курганского отделения ОСО – Авиахима Берестнева в Урал ОСО – Авиахим: «Вопрос об организации химических команд уже давно стоял в порядке дня работы Курганского Окр. Авиахима. Делалось несколько попыток организовать хотя бы одну команду, но ввиду недостатка средств на приобретение экспонатов и химического имущества попытки эти успеха не имели. Так все сводилось к одной сухой теоретической проработке вопросов химической обороны и нападения… вследствие чего Курганский Окр. ОСО – Авиахим просит Вас помочь в приобретении на льготных условиях противогазов, дымовых шашек, газопредупредителей. Одновременно просим Вас сообщить, можно ли получить хлор для опытного газового окуривания и каким образом.      Работа по слиянию ОСО и Авиахима в Курганском округе началась 26 апреля 1927 г., когда Президиум Курганского Окружного Исполнительного комитета принял постановление «О слиянии ОСО  и Авиахима в ОкрОСО – Авиахим» (ГАКО, ф. р 315, оп. 1, д. 799 «Циркуляры генерального секретаря Союза Осоавиахим СССР», л.л.1-2 об.).

29 апреля 1927 года в г. Кургане состоялось совещание секретарей городских ячеек ОСО – Авиахима и руководителей кружков военных знаний в них. На совещании были рассмотрены вопросы:  1) О слиянии ОСО и Авиахима. 2) Методы работы ячеек ОСО – Авиахима. 3) Об участии ОСО - Авиахима в праздновании 1 мая. Председательствовал на совещании Юшков, секретарем был Соколов. По результатам рассмотрения данных вопросов участники совещания постановили: «Принять решительные меры к полному оформлению организации на новых началах… в практической работе объединенного общества добиваться наиболее тесной организационной четкости и контактности в работе по отдельным ее видам, т.е. стрелковому делу, воздушному спорту и кружков сельского хозяйства» (ГАКО, ф. р -315, оп. 1, д. 801, л.л. 1 – 1 об. «Протоколы заседаний президиума окружного совета «ОСОавиахим»). Председателем Курганского Окрсовета «ОСО - Авиахима» становится Берестнев, ответственным секретарем - Юшков (ГАКО, ф. р – 315, оп. 1, д. 801, л. 5).  В г. Кургане в течение 1927 года силами ОкрОСОАвиахима было проведено 14 бесед по вопросам авиахимической обороны. Сельские ячейки принимали участие в проведении кампаний по борьбе с вредителями сельского хозяйства. Макушинский и Чашинский районы пытались самостоятельно поставить работу по борьбе с вредителями сельского хозяйства на основах самоокупаемости. 15 октября 1927 г. в г. Кургане организовано 2 авиакоманды численностью 122 человека, проведено 4 занятия. Также были созданы команды с недельным сроком   по изучению противогаза, тренировке его надевания и ношения. Команды участвовали в манифестациях 1 мая и 7 ноября 1927 года. Химкоманда прошла отдельной колонной в противогазах с соответствующими плакатами. Кружков военных знаний и стрелковых кружков было по г. Кургану – 13, в них занималось 447 человек, по округу – 49, с численностью 1164 человека (ГАКО, ф. р – 315, оп. 1, д. 62, л.184).

«Кампания по оживлению работы Осоавиахима началась 17 июня 1927 года, слилась с «Неделей обороны» и закончилась 24 июля 1927 г. Эти две кампании всколыхнули всю Осоавиахимовскую организацию снизу до верху, подняли авторитет общества, привлекли к нему общественное внимание. В эти дни тысячи листовок, лозунгов, плакатов было заброшено в самые глухие уголки Округа и расклеено по городу. В течении «Недели Обороны» по всему Курганскому округу было проведено 116 собраний и 11 митингов с охватом 7. 020 человек. В городском саду проведено массовое гуляние молодежи с митингом и выступлением «Синей блузы» на соответствующие моменту темы, «Неделя Обороны» закончилась демонстрацией,  в которой приняли участие члены Осоавиахима в числе 600 человек, которые выступали особой колонной в воинском строю под командой командиров запаса. После демонстрации за городом состоялся охотничий праздник и выступление физкультурников. На 1 октября 1927 г. по Курганскому округу собрано 10.169 рублей 59 копеек в фонд «Наш ответ Чемберлену!» (ГАКО, ф. р -315, оп.1, д. 62, л. 186). На обратном пути перелета из Токио в Москву летчика Шестакова  в г. Кургане была организована встреча его самолета, также был проведен митинг, посвященный этому событию, и выпущена агитлистовка с достижениями советской авиации и призывом вступать в Осоавиахим.

При слиянии ОСО и Авиахима при Курганском ОкрОСОАвиахиме было организовано в 1927 году 4 секции: 1) стрелково-тактическая; 2) воздушно-химической обороны; 3) сельскохозяйственная; 4) авиаспортивная. Сельскохозяйственная секция собиралась для обсуждения вопросов проведения работ по борьбе с вредителями сельского хозяйства. Секция авиаспортивная пыталась проводить работу по моделестроению (ГАКО, ф. р -315, оп. 1, д. 62, л. 187)».

«Кампания по реализации билетов 1-й авиалотереи прошла удачно, реализовано 7.000 билетов, тогда как по заданию Уралосоавиахима должны были реализовать 1.064 билета». Курганский Окросоавиахим по реализации билетов стоял  на 3 месте в Уральской области и получил премию – 10 рублей (ГАКО, ф. р -315, оп.1, д. 62, л. 188).

До праздника 7 ноября 1927 года «полностью спрос в деревне на юбилейные значки Осоавиахима удовлетворить не могли. Теперь, после праздников, значки не берут, Уралосоавиахим выслал в Курган своего уполномоченного Сыскина, снабдив его значками в количестве 1000 штук. Товарищ Сыскин реализовал 39 значков. Зачем высылали уполномоченного со значками из Свердловска, когда они в избытке имеются в Курганском Окросоавиахиме??» (ГАКО, ф. р -315, оп. 1, д. 62, л. 189).

На 1 ноября 1927 года поступили сведения из 3 районов о численности организации Осоавиахим: 1) Куртамышский район – 385 человек; 2) Белозерский район – 519 человек; 3) Варгашинский район – 144 человека. Всего численность Осоавиахима по 15 районам (без г. Кургана) – 9 299 человек (ГАКО, ф. р – 315, оп. 1, д. 62, л. 190).

11 – 12 ноября 1927 года в г. Кургане состоялся Окружной съезд Осоавиахима. Заседание съезда открыл в 5 часов вечера 11 ноября 1927 года председатель Окравиахима Берестнев, который «характеризовал международное  положение и грозящую опасность войны, к которой мы всегда должны быть готовы». Председатель от Курганского Окружкома ВКП (б) Зверев, сказал: «Лучшим примером активности масс служит Осоавиахим, перед которым стоит задача расширить и укрепить обороноспособность страны и усилить военизацию населения». Представитель Горкома ВКП (б) Бакунин обратил внимание на то, что «членов Осоавиахима в Курганском округе около 8.000 человек. Дружными усилиями укрепим   дело обороны страны и дадим должный отпор буржуазии Запада». Окрвоенком Соболев подчеркнул, что «членами Осоавиахима в Округе состоят 10% населения. Наша задача убедить работать в Осоавиахиме комсостав запаса РККА, втянуть культурные силы деревни, военизировать избы-читальни!» (ГАКО, ф. р – 315, оп. 1, д. 62, л.л. 101-102).

Ячейки Осоавиахима организовывались не только в Курганском округе, но и в самом  городе Кургане, Так, ответственный секретарь Курганского окружного Общества друзей обороны и авиационно-химического строительства Праздничков 6 сентября 1928 года издал распоряжение собрать 14 сентября 1928 года «в 9 часов утра в помещении военкомата Курганскую городскую конференцию ОСОАвиахима для организации Городского Совета ОСОАвиахима» (ГАКО, ф. р -315, оп. 1, д. 800 «Протоколы заседаний и план работы городских ячеек ОСОАвиахима», л. 12). Конференция избрала членов Курганского городского совета ОСОАвиахима, в который вошли: 1) Праздничков – ответственный секретарь ОкрОСОАвиахима; 2) Сухинин – ответственный секретарь горсовета; 3) Соловьев – инструктор военкомата; 4) Киселев – заведующий отделом; 5) Портнягина – заведующая женотделом; 6) Рыков – заведующий окружным отделом СТС; 7) Батраков – заведующий отделом ОПО; 8) Кришталь – начальник Курганского ГПУ; 9) Архипов – рабочий спиртоводочного завода; 10) Рычкалов – Окрсоюз; 11) Винийчик – пивзавод; 12) Трушников – служащий исправдома; 13) Мортьянова – служащая мельницы № 194; 14) Мохоткин – рабочий Турбинного завода;  15) Шумилов – рабочий Винзавода; 16) Купоросов – рабочий консервного завода; 17) Аферов – рабочий кожевенного завода; 18) Недобух – рабочий железной дороги (ГАКО, ф. р – 315, оп. 1, д. 800, л. 13).

27 сентября 1928 года состоялось совещание бюро ячеек ОСОАвиахима г. Кургана, на котором председатель Курганского городского отдела Соколов подвел итоги летней учебы и перспективы работы общества на зимний период: «По спискам в кружках ОСОАвиахима состоит до 1500 человек. Занятия посещало нерегулярно 1000 человек, более или менее регулярно 500 человек, закрепилось за кружками 400 человек. Слабую посещаемость объясняю  отрывом основного командирского состава на допризподготовку, летними отпусками и недостаточно активной работой бюро ячеек. Кроме того, работа кружков концентрировалась в ОкрОСОАвиахиме – кружки работали по одной общей программе, что уменьшило число кружковцев в городском отделе. По программе должны были провести 21 занятие, 3 прогулки, 2 похода; фактически провели 17 занятий, 2 похода на которых проработали 6 вопросов по тактике, тогда как всего нужно было проработать 12 вопросов. Были организованы женские стрелковые кружки и химкоманды, которые имели по спискам 120 членов. Необходимо выделить из общей массы юнгштурмовский отряд (для молодежи), который дал очень хорошие результаты как в отношении дисциплины, так и в отношении посещаемости. По данным на 30сентября 1927 года в г. Кургане работало ячеек ОСОАвиахима – 11 заводских, 19 в учреждениях, 1 на транспорте, 3 – ученических, всего 34 с количеством членов 1865 человек. В районах Курганского округа работало ячеек – 63 крестьянских, 9 в учреждениях, 1 ученическая; всего 73 с количеством членов – 1225 человек (ГАКО, ф. р -315, оп.1, д. 803, л. 23 «Краткие сведения о работе общества «ОСОАвиахим»).

По данным на 1 апреля 1930 года в г. Кургане и округе было 448 ячеек ОСОАвиахима с количеством членов – 21768 (ГАКО, ф. р – 315, оп.1,д. 468, л. 190). Агитационно-пропагандистская работа проводилась «через общие собрания, стенгазеты и местную газету «Красный Курган», а также путем проведения бесед. В Доме Крестьянина проведено 4 беседы, на которых присутствовало 320 человек. Однако необходимо обратить внимание, что кампания «Наш ответ папе римскому» развернута недостаточно!» Главная массовая работа по этой кампании совмещается с антипасхальной неделей и проведением дня 1 мая» (ГАКО, ф. р – 315, оп. 1, д. 468, л. 191).

6 октября 1930 года Совет Народных Комиссаров СССР утвердил «Устав Союза обществ друзей обороны, авиационного и химического строительства СССР (Союза «Осоавиахим» СССР.

6 февраля 1943 года Указом Президиума Верховного Совета СССР образована Курганская область из 32 районов Челябинской и 4 районов Омской областей. В тот же день образован областной совет Осоавиахима. Приняв эстафету от окружной организации областная продолжила  подготовку кадров для фронта. В 1943-44 годах было  организовано  1290 лыжных команд и подразделений, в  которых подготовлено 33500 бойцов-лыжников.

В годы Великой Отечественной войны в осоавиахимовских организациях в короткие сроки  была развернута подготовка истребителей танков, снайперов,  стрелков, пулеметчиков, связистов, пилотов, парашютистов, минеров, химразведчиков. Первоначальную военную подготовку получили тысячи человек. После обучения большинство добровольцами уходили на фронт. Слова «сибиряки» и «уральцы»  наводили на врага страх, а советским бойцам вселяли  чувства уверенности  и  стойкости.

С 1943 по 1945 годы областная организация выросла  более чем на 10.5 тысячи человек и составила 60 974 человека, объединенных  в 2178 первичных организаций.

После окончания войны  Курганские осоавиахимовцы решали задачи  подготовки специалистов для армии и народного хозяйства, развития спорта, патриотического воспитания молодежи и т.д.

Например,  задача на 1948 год:  подготовить  ворошиловских стрелков -  5 тысяч человек,  ручных пулеметчиков-  1 тысячу,  автоматчиков – 2 тысячи, бойцов-минеров-  740  человек, снайперов- 100, шоферов-  150 человек.

В 1948 году вместо Осоавиахима на основании Постановления Совета Министров СССР № 77 от 16 января 1948 г. было создано три самостоятельных добровольных общества: содействия армии (ДОСАРМ), содействия авиации (ДОСАВ), содействия флоту (ДОСФЛОТ). На основании данного Постановления СМ СССР и решения Курганского облисполкома № 445 от 30 июня 1948 г. Оргбюро Курганского областного добровольного общества содействия авиации (ДОСАВ) подчинялось ЦК Всесоюзного Добровольного Общества Содействия Авиации СССР. В июле 1949 г. областное Оргбюро ДОСАВ преобразовано в Курганский областной комитет ДОСАВ с подчинением ЦК Совета Добровольного Общества Содействия Авиации. Были определены две основные задачи Курганского областного комитета ДОСАВ: руководство по вопросам организации ДОСАВ в городах и районах области, а также руководство работой аэроклубов и других учебных организаций, направление их деятельности на усиление распространения авиационно-технических знаний среди членов Общества и населения. Первоначально Курганский областной комитет ДОСАВ состоял из председателя, его заместителя, членов комитета и рабочего аппарата.

20 июня 1949 года состоялась 1-ая Курганская областная конференция Добровольного Общества Содействия Авиации (ДОСАВ). На конференции присутствовало 42 делегата, которые обсудили очередные задачи областной организации ДОСАВ и избрали обком и ревизионную комиссию ДОСАВ. В состав Курганского областного комитета ДОСАВ были избраны 9 человек: 1). Леканов И.А.  – инструктор Облоргбюро ДОСАВ; 2). Данилевич А.И. – инструктор Облпрофсовета; 3) Гугин И.Я. – штурман 4 учебно-тренировочного отряда ГВФ; 4) Кулев А.Л. – председатель Облоргбюро ДОСАВ; 5) Семенова Т.В. – ст. кредитный инспектор конторы Госбанка; 6) Пугач Ф.Е. – начальник 5 части Облвоенкомата; 7) Долгов М.М. – зам. Председателя Облоргбюро ДОСАВ; 8) Тайболин В.К. – секретарь обкома ВЛКСМ; 9) Табуев А.Т. – председатель Шадринского ГК ДОСАВ (ГАКО, ф. р – 1496, оп. 1, д. 4, л.л. 1-14 «Протокол и списки делегатов 1-й областной Курганской конференции ДОСАВ). Членом Всесоюзного Совета Общества ДОСАВ единогласно был избран Кулев А.Л. – член Курганского областного комитета ДОСАВ (ГАКО, ф. р – 1496, оп.1, д.4, л. 13). Областная организация ДОСАВ имеет в своих рядах 6529 членов (ГАКО, там же, л.22).

Параллельно были созданы общества содействия армии и флоту – ДОСАРМ  и ДОСФЛОТ, основными задачами которых были: руководство работой городских и районных комитетов ДОСАРМ  и  ДОСФЛОТ, а также подготовка допризывной молодежи по военным и военно-техническим специальностям.

В октябре 1951 года согласно Постановлению Совета Министров СССР № 3060 от 20 августа 1951 года «Об объединении ДОСАРМа, ДОСАВа и ДОСФЛОТа во Всесоюзное Добровольное Общество Содействия Армии, Авиации и Флоту (ДОСААФ СССР)», Курганский обком ДОСАВ был объединен с обкомами ДОСАРМ и ДОСФЛОТ в одно общество – ДОССАФ СССР. Курганский облисполком в связи с объединением добровольных обществ в ДОСААФ издал постановление № 764 от 3 сентября 1951 года.

23 декабря 1953 г. на 1-й областной конференции ДОСААФ был избран Областной комитет. Курганский Обком ДОСААФ подчинялся непосредственно ЦК ДОСААФ СССР. Высшим органом Курганского комитета ДОСААФ являлась областная конференция, которая созывалась раз в два года. Областная конференция заслушивала и утверждала отчеты комитета и ревизионной комиссии, а также на ней избирался комитет и ревизионная комиссия. Избранный областной комитет ДОСААФ являлся исполнительным органом и руководил всей работой в период между конференциями. Кроме конференций созывались два раза в год пленумы областного комитета ДОСААФ. Для организации и руководства повседневной работой комитет избирал президиум, который был обязан собираться не реже одного раза в месяц.

Курганский обком ДОСААФ ставил перед собой следующие задачи:

1)      организовать работу по воспитанию членов общества в духе беззаветной преданности КПСС, советского патриотизма и дружбы народов, в духе постоянной готовности к защите Родины и любви к Советской Армии;

2)      организовать работу среди членов общества, мобилизовать их на укрепление оборонной мощи Советского Союза, содействовать в подготовке молодежи к службе в Вооруженных Силах, обучать население мерам и способам защиты от современных средств массового поражения, вовлекать членов общества в оборонно-массовую и спортивную работу;

3)      издание и распространение среди членов общества и населения военно-учебной и агитационно-пропагандистской литературы, плакатов и газет;

4)      руководить деятельностью райгоркомитетов, секций, спортивно-технических клубов, школ и курсов;

5)      руководить социалистическим соревнованием в организациях общества;

6)      организовать спартакиады, спортивные соревнования, выставки, конкурсы;

7)      утвердить планы учебной, технической и спортивной подготовки членов общества, финансовые планы, бухгалтерские отчеты своего и нижестоящих комитетов и организаций;

8)      организовать охрану жизни людей на воде;

9)      организовать работу по развитию служебного собаководства.

Со времени своей организации в октябре 1951 года Курганский обком ДОСААФ имел следующие учебные организации – аэроклуб, радиоклуб и школу ПВО в  г. Кургане, а также автомотоклубы в городах Кургане и Шадринске.

Позже на основании Постановления СМ СССР № 511 от 19.03.1955 г. в г. Кургане была открыта спасательная станция.

22.12.1958 г. приказом председателя ЦК ДОСААФ № 739 от 15.12.1958 г. Курганский учебный центр № 2 был переименован в стрелково-спортивный клуб.

Приказом председателя ЦК ДОСААФ № 584 от 22.12.1960 г. и приказом председателя Курганского обкома ДОССАФ от 18.12.1961 г.  № 80 в г.г. Кургане,  Шадринске и Шумихе были организованы школы гражданской обороны.

На основании постановления Президиума обкома ДОСААФ от 20 апреля 1962 года в г. Кургане был открыт клуб служебного собаководства.

В соответствии с приказом председателя ЦК ДОСААФ СССР № 2 от 1.02.1964 г. Курганский аэроклуб был расформирован и на его базе 17.02.1964 г. был создан Курганский авиаспортклуб.

На основании приказа ЦК ДОССАФ СССР № 043 от 18.10.1965 г. в г. Куртамыше был создан автомотоклуб 3 разряда.

По решению облисполкома от 09.10.1967 г. в г. Петухово был организован автомотоклуб 3 разряда.

В 60-е годы в организации  действовали   7 штатных учебных организации ( 3 автомотоклуба, авиаспортклуб, радиоклуб, стрелковый клуб и клуб служебного собаководства), 11 районных спортивно-технических клубов и 12 самодельных спортивно-технических клубов при первичных организациях. В распоряжении клубов  45 самолетов и планеров, 130 автомобилей, 30 спортивных мотоциклов, 17 тиров.

Большое признание получила подготовка в ДОСААФ  технических специалистов для народного хозяйства  в 1969 году из стен  учебных организаций ДОСААФ вышло:  12410 специалистов, в том числе : водителей -5126,  мотоциклистов – 6300, трактористов -260, мотористов- 100, радиоспециалистов- 310, авиационных специалистов и парашютистов- 300, радиомехаников по установке и ремонту телевизоров и радиоприемников -14 человек.

По штатному расписанию 1967 г. в ведении обкома ДОСААФ находились 25 райгоркомитетов ДОСААФ: во всех райцентрах, в г. Шадринске и два – Октябрьский и Советский в г. Кургане. Кроме этого в  г. Кургане находились: авиаспортклуб, радиоклуб, стрелковый клуб, стрелковые тиры, водная станция и клуб служебного собаководства. Спортивно-технические клубы находились в Шадринске, Катайске, Шумихе, Петухово, в Октябрьском и Советском районах г. Кургана. Автомотоклубы находились в Кургане, Шадринске, Куртамыше и Петухово.

На сегодняшний день в   21-м  районных отделениях ДОСААФ, 5-ти образовательных учреждениях, 2–х авиационных и 2-х спортивных клубах  культивируется 13 видов авиационных, технических и военно-прикладных видов спорта. В клубах, секциях и кружках активно занимаются около 1500 детей и подростков.





Newsflash

Со дня образования Петуховской автошколы в ее стенах    подготовлено более 30 тысяч специалистов, в том числе около девяти тысяч - для вооруженных сил Российской Федерации.

Петуховская автомобильная школа ДОСААФ России основана 10 октября 1967 года как автомотоклуб третьего разряда. В 1974-м приобрела статус автошколы. Готовила кадры водителей для Вооруженных Сил страны. Это были классные специалисты, о которых из воинских частей приходили самые лестные отзывы. За успешное и качественное выполнение оборонного заказа автошкола не однократно награждалась переходящим Красным знаменем Уральского Военного округа, пока оно не осталось у нее на вечное хранение.   В ноябре 1977-го года Центральный Комитет ДОСААФ присвоил Петуховской автошколе почетное звание - образцовой.

В начале «лихих» 90-х   Петуховская автошкола сумела остаться на плаву, сохранив профессиональное достоинство и гражданский долг.  Заслуга в этом всего коллектива - мастеров, преподавателей, специалистов, обслуживающего персонала, верой и правдой служившего и продолжающего служить настоящему большому делу, делу подготовки и воспитания защитников Отечества. Однако при любом раскладе, и это признают все, главная роль в становлении автошколы   принадлежала её бывшему начальнику Александру Петровичу Шувтаеву.

Легендарный руководитель

В начале 50-х родители Александра Петровича переехали в г. Петухово.   Здесь на литейно-механическом заводе он приобрел   рабочие профессии токаря, слесаря, отслужив три года в армии, получил специальное образование - окончил Петуховский техникум механизации и электрификации сельского хозяйства. В системе ДОСААФ - с детства: в школе занимался в различных оборонных кружках, на заводе и в техникуме вел секции - стрелковую и мотоциклетную. И когда образовался автомотоклуб, одним из первых пришел сюда мастером производственного обучения. Через полгода молодого, энергичного, инициативного парня выдвинули на должность заместителя начальника, а еще через год - на должность начальника. С этого момента персональная ответственность за судьбу и благополучие будущей автошколы легла на его плечи.

В те годы ни о какой хорошей материально-технической базе   мотоклуба речи быть не могло: начинали с одного    автомобиля ГАЗ-51 для практического вождения.   Помещения были неприспособленные, наглядных пособий не хватало. Но рук не опускали. Создали материально-техническую базу, построили гаражи, разбили красивый сквер.   Новое здания автошколы вошло в строй в 1974 году. Чтобы курсантам не мыкаться по квартирам, построили общежитие. 16 декабря 1974 года мотоклуб был переименован в Петуховскую автомобильную школу, и уже через два года автошколе вручили переходящее Красное Знамя Уральского военного округа. В середине восьмидесятых автошкола перешла на обновленные марки автомобилей ЗИЛ, УАЗ, КАМАЗ.

Когда мы сегодня говорим о Петуховской автошколе, мы, в первую очередь, вспоминаем А.П.Шувтаева.     Он не жил   по принципу: моя хата с краю. У него был другой принцип, которому он следовал сам и которому учил других: богатым можешь ты не быть, но патриотом быть обязан! О чем были его думы? Все о том же - о своей автошколе, о качестве подготовки специалистов-водителей, о работе с допризывной молодежью. Он считал, что три месяца для обучения курсанта водительскому мастерству крайне недостаточно. Чтобы подготовить хорошего военного водителя, а не «инкубаторного» шофера, надо учить его минимум полгода. А потом еще полгода практики! В армии заниматься «доводкой» солдата до нужной «кондиции» некогда, учитывая, что срок службы по призыву сократился до одного года.

Шувтаев поднимал проблемы не для того, чтобы обозначить их, а для того, чтобы вызвать «огонь» на себя. Он утверждал: мы готовы делать то, что требуют обстановка и время. Он говорил: дайте нам точку приложения нашим силам, энергии, мастерству, энтузиазму, и мы перевернем представление о скрытых возможностях и неисчерпаемых резервах оборонного Общества. И он не только говорил, он делал.

И как признание его заслуг – А.П.Шувтаев занесен в Книгу почета Курганской областной организации РОСТО (ДОСААФ), награжден медалью «Первый трижды Герой Советского Союза А.И.Покрышкин», является «Почетным гражданином города Петухово», «Почетным членом РОСТО», «Заслуженным работником автомобильного транспорта Российской Федерации».

В 2012 году руководители оборонных организаций Зауралья, представители органов государственной власти и местного самоуправления, общественных, ветеранских и молодежных организаций Петуховского района и города Петухова вышли с предложением: присвоить Петуховской образцовой автошколе ДОСААФ России почетное имя Александра Петровича Шувтаева. В соответствии с решением Президиума Центрального совета ДОСААФ России от 20 ноября 2012 года (№84) эта инициатива была воплощена в жизнь.

Команда единомышленников

За высокими наградами и званьями - целая жизнь, успехи и неудачи, радости и разочарования, напряжение физических и моральных сил. За наградами и званьями - вдохновенный самоотверженный труд не одного   руководителя, а   всего коллектива, ведь вывести автошколу на такие высоты Александру Петровичу помогала команда единомышленников. В разные годы ее существования приходили профессионалы своего дела, оставляя яркий след не только в истории автошколы, но и в сердцах своих учеников: мастера производственного обучения А.Ф.Зиборев, М.И.Пимоненко, С.П.Запарий, старший мастер Г.Я.Анфиногенов, преподаватели А.Я.Алферов Г.Ф.Кузьмин, В.И.Сбродов, А.А.Чащин, А.Н.Архипов, завучи школы Н.П.Пономаренко, В.А.Васильев.  Эти люди дали путевку в жизнь сотням курсантов, подготовили классных специалистов для народного хозяйства, наполнили жизнь автошколы глубоким смыслом и высоким качеством.

Сегодняшний день автошколы

В автомобильной школе к услугам курсантов двухэтажное общежитие на сто мест с чистыми уютными комнатами, столовая, комната информации и досуга, где можно отдохнуть и интересно провести время. Учебные классы компьютерной и теоретической подготовки, оборудованные современными мультимедийными комплексами, классы для лабораторно-практических занятий, где установлены КАМАЗы и Уралы, оформлены наглядные пособия. А на специальных подставках и стеллажах – узлы и агрегаты изучаемых машин. Современный автопарк, гараж, слесарный цех, пункт технического обслуживания, разнообразное учебное оборудование, различные вспомогательные помещения - все это способствует правильной постановке учебного процесса. Специально оборудованный автодром позволяет эффективно отрабатывать упражнения по вождению автомобиля.  По всем правилам оформлен кабинет общевойсковой подготовки, имеются строевой плац, спортивный городок, гимнастические снаряды, полоса препятствий.

Способы зарабатывания на жизнь традиционные: подготовка специалистов для армии и   по десяти специальностям для народного хозяйства: водители, трактористы, мотоциклисты, машинисты котельных установок, курсы по пожарно-техническому минимуму, техминимум для водителей транспортных средств и т.д.

В марте 2013 года по результатам конкурса, посвященного100-летию со Дня рождения первого трижды Героя Советского Союза А.И. Покрышкина, НОУ Петуховской АШ ДОСААФ России признана как «Образцовая школа ДОСААФ России»

21 января 2016-го школа переименована   в профессиональное образовательное учреждение «Петуховская автомобильная школа Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России», сокращенно ПОУ «Петуховская АШ ДОСААФ России».

Но от смены вывески не изменились цели и задачи автошколы. Преподаватели и мастера остались верны основному курсу, проложенному А.П.Шувтаевым: Петуховская автошкола – не просто образовательное учреждение, это направление, образ жизни, где все подчинено великой цели – воспитанию Человека, Гражданина, Патриота.

За полувековой срок Петуховская   автошкола не потеряла своего «лица», не утратила авторитета среди населения.        Сегодняшний коллектив   автошколы не почивает на лаврах, а ставит для себя новые задачи, среди которых есть первоочередные -  реконструкция учебных классов, внедрение новых технологий. И все только для того, чтобы Петуховская автошкола   всегда была в боевом строю, уверенно шагая в ногу со временем, показывая пример жизнестойкости, целеустремленности, оптимизма.

В статье использованы материалы Ю.Агафонова

 


 

 

АФИША

Региональные новости

Новости ДОСААФ РОССИИ

Авторизация

Авторизация