Размер шрифта

История АСК

 

История Курганского авиационно-спортивного клуба ДОСААФ России

Постоянный состав Курганского аэроклуба формировался несколькими путями. Часть людей присылал ЦК ДОСАВ, часть направляли местные военкоматы, часть приходила по собственному желанию и призванию. С сентября 1950, времени образования клуба, по октябрь 1951-го штатное расписание было в основном заполнено.

Из воспоминаний Николая Яковлевича Бойко, участника Великой Отечественной войны. (После войны Николай Яковлевич учился в Курганской школе пилотов. В Курганском аэроклубе со дня его образования. Работал на должностях инструктора-летчика планерного, парашютного и самолетного звеньев. За семнадцать лет выпустил столько курсантов, что их хватило бы на два авиаполка. На личном счету почти 20 тысяч пилотов).

«…Был сентябрь 1950 года. Неожиданно меня вызвали в военкомат.

- Дело к вам, Николай Яковлевич, - сказал офицер. - В Кургане на базе обкома ДОСАВ создается аэроклуб. Будет готовить авиационных специалистов. Уже прибыл будущий начальник, полковник Ковшиков. Учитывая вашу службу в ВДВ, хотим рекомендовать Вас для работы в аэроклубе.

Аэроклуб в то время располагался по улице Урицкого в двухэтажном доме из красного кирпича. На первом этаже размещался обком ЖОСАВ, возглавлял который А.Л. Кулев, а второй отдали под штаб аэроклубу и парашютный класс.

Первую технику - самолет ПО-2 и планер А-2 получили в середине января 1951 года. Я стал инструктором-летчиком планерного звена, потом инструктором-летчиком парашютного звена и, наконец, с марта 1955-го инструктором-летчиком самолетного звена. Где-то как раз в это время пришли самолеты ЯК-18. Приходилось готовить специалистов и призывников для ВДВ и ВВС, причем не редко не в аэродромных условиях, а непосредственно в сельских районах.

Из воспоминаний Василия Ивановича Платонова, выпускника Курганской школы пилотов первоначального обучения в 1946 года. 17 лет проработал в аэроклубе. Начинал с должности инструктора-летчика-парашютиста, закончил трудовой путь начальником аэроклуба. В личном активе: 12381 полет, 2737 часов. Выпустил десятки курсантов.

«…Ни один клуб не пользовался в Кургане таким огромным авторитетом, как авиационный. Он притягивал молодежь словно магнит. В школах, на предприятиях, в организациях парни и девчата активно, с большим желанием записывались в планерные, парашютные и летные кружки.

А биография клуба начиналась с чистого листа, с энтузиазма. Мы сами оборудовали взлетно-посадочную полосу, стоянки для самолетов, бензохранилища, колодцы для воды, столовую, командно-диспетчерский пункт. В начале 70-х аэроклуб получил постоянную прописку на Логовушке. До нас там базировались штурмовики Ил-28, принадлежавшие Челябинскому авиационному полку. Челябинские авиаторы «оставили в наследство» хороший аэродром, который и поныне служит коллективу АСК ДОСААФ верой и правдой, став родным домом для нескольких поколений авиаторов и спортсменов…»

Полковник Ковшиков Борис Иванович – первый начальник аэроклуба, военный летчик, командир штурмового полка. Ветераны клуба запомнили его как спокойного, строгого человека, но с характером и силой воли. Профессионал, никогда не расстававшийся со штурвалом самолета. На личном примере показывал подчиненным как нужно летать.

С 1950-1951 учебного года в области действовало 34 авиамодельных кружка с числом обучающихся 647 человек, 8 авиамоторных с числом обучающихся 647 человек и 20 кружков парашютистов, в которых занимались 485 человек.

2 сентября 1951 года в аэроклубе состоялся первый выпуск пилотов-планеристов. К весне 1952 года 35 спортсменов уже имели третий разряд по самолетному спорту и 18 – второй, 16 спортсменов – третий разряд по планерному спорту, 10 – по парашютному.

Результат успешной работы клуба - выход на всесоюзную арену. На заочных соревнованиях по планерному спорту на первенство ДОСААФ СССР команда Курганского аэроклуба, возглавляемая капитаном Р. Тюменцевым, заняла второе место, уступив спортсменам Ставрапольского клуба. 54 команды остались позади. За высокие показатели Степан Федоровский, Руфин Тюменцев, Юрий Стерлинг приняты в члены Центрального аэроклуба имени Чкалова. Это были первые послевоенные ласточки, улетевшие с Курганской земли в большую жизнь советской авиации.

Статус клуба изменился в 1964 году. Он стал называться авиационно-спортивным клубом, с акцентом на усиление спортивной работы. Произошла большая смена авиационной техники, что не могло не сказаться на качестве подготовки авиационных специалистов и спортсменов. Клуб уверенно вышел на всероссийскую арену соревнований.

В 1982 году в клуб пришли новенькие Яки-52. Жизнь закипела, начались интенсивные тренировочные полеты, появилась уверенность в своих силах. И тогда родилась идея - на базе аэродрома «Логовушка» организовать кубок на приз нашего земляка дважды Героя Советского Союза К.А. Евстигнеева. Созвонились со знаменитым земляком, который на тот момент жил в Москве, получили его согласие и провели Кубок.

В первых соревнованиях, проходивших по программе чемпионата СССР, приняли участие 14 спортсменов из Ташкента, Тюмени, Кургана. Победителем в личном зачете стал мастер спорта СССР из Кургана Александр Рукавишников. В командном зачете победили спортсмены из города Ташкента.

Постепенно растет рейтинг клуба. В 1986 году Курганский АСК занимает 34-е место в рейтинге клубов, то в 1994-м уже третье. Такого успеха достиг АСК в том числе и благодаря умелому руководству клубом Алексея Владимировича Сурикова. За время его руководства клуб приобрел 22 единицы различной авиационной техники, ежегодно готовил для ВДВ 300 человек, воспитал 9 мастеров спорта, пять человек стали участниками мировых первенств, организовал и провел в Кургане чемпионат России по высшему пилотажу. А.В.Суриков руководил клубом до 1997 года.

Первый победитель первого Кубка на приз К.А. Евстигнеева – Александр Васильевич Рукавишников. В 1969 году, отслужив в армии, пришел работать в клуб в качестве авиатехника. Инструктор, командир звена, штурман АСК. Летал на самолетах ЯК-12М. После прихода в клуб спортивных машин ЯК-52 переучивался сам и переучивал других. Мастер спорта СССР, судья Всесоюзной категории, неоднократный победитель и призер всевозможных соревнований, награжденный за труд Почетным знаком ЦК ДОСААФ, медалью имени трижды Героя Советского Союза А.И. Покрышкина.

Когда будущая чемпионка мира Светлана Капанина училась в самолетном кружке АСК без отрыва от производства (работала фармацевтом в железнодорожной аптеке), Рукавишников предложил перейти на работу в клуб. И Капанина согласилась на должность электромеханика связи, совершенно новую, незнакомую для себя профессию. Работала и училась. Достигла цели, к которой стремилась с детства – шагнула в небо, став там королевой.

80-90-е года были урожайными на мастеров парашютного спорта. Появилось целое созвездие. В их числе Валентина Сединкина - 25000 прыжков, участница рекорда СССР по купольной парашютной акробатике. Сергей Коршуков - более 3000 прыжков, Андрей Галактионов - около 3000 прыжков, Артур Белановский - 2500 прыжков, Светлана Усманова - 4500 прыжков, Ринат Ильясов - 3000 прыжков. Владимир Максимов - 2280 прыжков, который и по сегодняшний день работает в АСК летчиком-инспектором. Мастер спорта СССР В.Н. Максимов освоил 11 видов авиационной техники, неоднократный участник и призер зональных и российских соревнований.

Нынешняя шестикратная чемпионка мира Светлана Капанина начала свою «звездную» карьеру именно в стенах родного клуба, когда в июле 1991 года на «Логовушке» состоялся 24-й чемпионат России на спортивных самолетах по высшему пилотажу. Светлана стала чемпионкой и уже не выпускала спортивное счастье из своих рук.

Через пять лет, после того, как она впервые переступила порог авиаспортклуба, Светлана попала в сборную страны. Сияние новой звезды увидели на всех континентах земли.

 

Посвящается 60-летию Курганского авиационно-спортивного клуба ДОСААФ России

2010 год богат на юбилеи. К отзвучавшему праздничным салютом юбилею Великой Победы можно еще добавить еще три даты: 100-летие авиации России, 60 лет со дня приказа о создании Курганского аэроклуба и столько же – с момента первого полета на аэродроме «Логовушка».

Эти белоснежные поля похожи на поверхность фантастической планеты, у которой вот уже 60 лет постоянный адрес: Курган, аэродром «Логовушка»… Угадывать в облаках знакомые очертания обожает А.К. Осколков, имеющий выпускную грамоту Курганского аэроклуба за номером «один» и датой- 10 октября 1951 года. По теории - отлично, по практическим занятиям тоже. Все экзамены сданы экстерном. Александр Константинович убежден, что каждый мужчина в своей жизни должен сделать два важных шага: не ошибиться в выборе жены и работы.

А.К. Осколков:

- В 1935 году я первый раз в жизни увидел самолет, который прилетел покатать стахановцев в Омскую область. «Заразился» тогда, с детства подбирал литературу, когда пришел сдавать экзамены - был уже полностью подготовлен. Определило мой выбор еще и то, что старший брат был летчиком, закончил Челябинское училище и попал на фронт. После окончания аэроклуба 9 человек отобрал полковник Ковшиков. Я подавал большие надежды, говорили: второй Покрышкин растет. Возвратившись на гражданку, перешел в Курганский объединенный авиаотряд. Облетел весь Советский Союз, выполняя все виды работ: патрулирование, химизация, санитарная обработка… ДОСААФ в то время сильной организацией было. Молодежь стремилась попасть на обучение по профессиям водитель, связист, моторист, летчик, механик…

Но самая популярная и романтичная профессия – часовой неба. На фото 1951 года – у самолета стоят настоящие красавцы, герои танцплощадок и девичьих грез.

А.К. Осколков:

- Да покрасоваться можно было: форма - комбинезоны, курточки из кожезаменителя, шлемофон, очки, штурманский планшет…

Где бы ни летал Александр Константинович, его позывной был всегда «25». В свои 82 года он, как и в 25 лет, мечтает сесть за штурвал.

А.К. Осколков:

- После того, как был демобилизован, вернулся в аэроклуб и еще год отлетал на ЯК-18. Такие асы, как Виктор Егошин, командир самолета ТУ-4, тоже после сокращения пришел летать к нам. Тараблин, Дубовик… - все военные летчики. «Могучая кучка» - пятеро нас было.

- Из облаков можно построить целые теории. Броситься на траву и смотреть на несущиеся по голубизне неземные существа – это уже из юношеских воспоминаний Владимира Максимова – летчика-инструктора Регионального отделения ДОСААФ России Курганской области.

В.Н. Максимов:

- Сам я – воспитанник Курганского авиаспортклуба. Пришел заниматься сначала парашютным спортом в 1975 году. После окончания школы моя первая должность по записи в трудовой книжке «шофер Курганского авиаспортклуба». В 1979 году закончил учебный центр ДОСААФ. Летчик-истребитель запаса. Были такие курсы раньше, изучали Л-29, МИГ-17. Вернулся в родной Курган. В 95-м ушел на пенсию, но с авиацией не порвал. Помогал в организации Куртамышского авиационно-технического спортивного клуба. «Широкий профиль» у меня получился в жизни: я и парашютист, и летную работу всю знаю до высшего пилотажа. За 60 лет, которые прожил авиаспортклуб, подготовлено порядка ста тысяч человек для ВДВ. 10 тысяч из них служили в Афганистане.

Летчик Максимов не любит балансировать в небе на грани жизни и смерти. Не имеет права на малейшую ошибку. Весь полет в эфире слышен его спокойный голос и позывной – 22 200.

Облака в иллюминаторе самолета – большие, мохнатые хлопья. Как они божественны! Мои мечты подняться в небо.

Чтобы поднять самолет в небо, его надо подготовить. Большое внимание уделяем регламентным работам, следим за здоровьем летчиков. Перед вылетом пилот должен поесть, иметь нормальное давление, температуру, в общем, должен быть здоровым.

 

Когда ребята поднимаются в небо, а вы, стоя на земле, смотрите вверх, волнуетесь за них, может спокойны, потому что в небе – профессионалы? Воздух - это стихия, которая зачастую не управляемая. И человеческий фактор играет важную роль. Степень риска присутствует всегда. При преодолении риска человек чувствует себя победителем, начинает гордиться собой, уважать себя, становится другим.

Именно так думали через пять лет после Великой Отечественной войны основатели аэроклуба: офицеры и солдаты с госпитальных коек, отдавшие честно свое боевое нутро на победу.

Клуб создавали фронтовики. Первым начальником авиаспортклуба был Б.И. Ковшиков. Знаменитый комдив, летавший под руководством Покрышкина. Фронтовики заложили такой фундамент, который до сегодняшнего дня крепко стоит. Поэтому и есть у нас знаменитые летчицы: Капанина, Романенко, Духанина, парашютист Югов. Среди наших выпускников – министр гражданской авиации. Была не просто система подготовки летчиков и парашютистов, была система подготовки ГРАЖДАНИНА.

По России тридцать с небольшим таких клубов, как наш, не прекращавших работу ни на день. Помогаем молодежи готовиться для поступления в авиационные вузы. На сегодняшний день в штате авиаспортклуба – 18 человек, а в общей сложности – 30 преданных делу сотрудников. И вот ради них я должен четко знать: сколько летать самолетам, сколько сможем заработать, чтобы содержать технику в порядке, и чтобы люди были уверены в завтрашнем дне.

А.К. Осколков:

Если в небе побывал, с ним уже не расстанешься. Это сильнее наркотика. От него вылечиться можно, а от неба – нет. Если ты истинный, рожденный летать… от неба –никуда!

Три года спустя – 2013 год

Курганский авиационный спортивный клуб ДОСААФ России ведет систематическую работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи и вовлечению ребят в занятия авиационно-техническими видами спорта. Именно на аэродроме «Логовушка» многие дети впервые видят самолеты вживую, совершают свой первый полет и прыжок парашютом. Учащиеся кадетских классов - постоянные гости. Они живут здесь по несколько дней, получают начальную военную и парашютную подготовку.

Региональные новости

Авторизация

Авторизация